Кольчугинская городская библиотека №2
Александр Трифонович Твардовский
К 110-летию со дня рождения

Александр Трифонович Твардовский – советский писатель, прозаик и поэт, прошел всю войну спецкором. Занимал должность главного редактора журнала «Новый мир».

Его била война, власть, критика. Но Александр Твардовский сумел выстоять, ведь не зря же он был одним из самых издаваемых литераторов, родившихся в СССР. Он был награжден премиями и орденами, и так же успешно выдворен с должностей. Власти знали куда давить, самым уязвимым его местом было творчество. Он не боялся выходить на прямую связь с руководством государства, многих своих коллег-литераторов он спас от преследований и опалы, не боялся высказывать вслух свои убеждения.

Твардовский не признавал интриг ни в чем – ни в работе, ни в личной жизни.

Детство
Родился Александр Твардовский 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской). Мать будущего литератора была выходцем из однодворцев, иначе говоря, ее предками были военизированные землевладельцы, которые проживали на окраине России и охраняли ее пограничные рубежи. Кроме Александра в семье было еще шестеро детей, четыре сына и две дочери. Самым известным среди них стал Иван, 1914 года рождения, тоже прославившийся своими литературными произведениями. Помимо этого он был резчиком по дереву, краснодеревщиком, диссидентом.

Александр начал писать стихи достаточно рано. Он сочинял, а записать не мог, потому что еще не изучал грамоту и не имел навыков письма.
Сашу отдали в обычную сельскую школу, и к 14-ти годам он уже пытался опубликовать в местных газетах свои рассказы и небольшие заметки. Некоторые из них все-таки увидели свет. Тогда юный сочинитель набрался смелости и отправил в редакцию свои стихи. С легкой руки редактора издания «Рабочий путь» их напечатали, он сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.




Александр Твардовский. 1928-1929 гг. Смоленск
Юность.
После получения школьного аттестата в биографии Александра Твардовского произошли большие перемены. Он переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были тщетными. Чтобы пойти работать, нужно было владеть каким-то ремеслом, а этим он похвастаться не мог.
Александру приходилось выживать на те скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Но для того, чтобы что-то получить, молодому поэту нужно было обойти не одну редакцию и поклониться не одному выпускающему редактору. Он отправлял свою поэзию и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения.

Окрыленный успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. Он стал студентом педагогического института, но бросил его ради переезда в Москву. В 1936-м он снова становится студентом, на этот раз МИФЛИ (Московский институт философии,литературы и истории), диплом которого получил в 1939-м.

В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия», главной темой которой была коллективизация. После этого к поэту пришла всесоюзная слава. В 1939-м Александр заканчивает работу по подготовке нового сборника поэзии «Сельская хроника».

Поэт в годы войны.

В 1939 году Александра Твардовского призвали в армию, и он участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии. В финскую войну поэт удостоился офицерского звания, и продолжал служить, но уже специальным корреспондентом воронежской газеты «Красная Армия».
Во время войны Твардовский не бросал любимое занятие, он продолжал оттачивать свое мастерство и писать, писать, писать. В эти годы он стал автором цикла поэзий «Фронтовая хроника», написал прославленную поэму "Василий Теркин", приступил к работе по созданию еще одной поэмы – «Дом у дороги». Но завершил ее уже после победы, в 1946-м. Победа застала Твардовского в Кенигсберге, он имел звание подполковника. Также большую популярность получили  стихотворения, посвященные военной теме - "Я убит подо Ржевом...", "В тот день, когда окончилась война...", "Я знаю, никакой моей вины...".

Творчество.

«Василий Теркин»
Самую большую популярность принесла поэту его поэма "Василий Теркин" , которую он писал в военные годы. Он начал в 1941-м, и окончательный вариант сочинения отдал в печать в 1945-м. Ее публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии.

Поэма написана доступным языком, ее отличает простая рифма, быстрое развитие сюжета. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа. Твардовский избрал единственно верную тактику построения поэтического произведения. Он понимал, что идет война, что его читатели да и он сам находятся на передовой и в любой момент могут погибнуть, поэтому он старался выдавать законченные истории. Каждая история начиналась и заканчивалась в одном номере газеты, и была как отдельное произведение.

Послевоенные годы.
После войны Александр Твардовский продолжал активно писать. Пафосом трудного, порой мучительного переосмысления советской истории наполнены создававшиеся на протяжении 50-х годов поэмы "За далью-даль"  и "Теркин на том свете". Раздумья автора над сталинской эпохой, вера в необратимость демократических преобразований стали главной темой этих произведений.  В поэме "За далью-даль", написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1968» (1969), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме о культе личности Сталина и его последствиях говорится в главе «Так это было», о реабилитации незаконно репрессированных при Сталине говорится в главе «Друг детства».

В 1967 году он приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет, в 1987-м. Дело в том, что главным героем произведения был отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. По этой причине поэма столько лет не печаталась, и к тому же отношение советских руководителей к автору «Василия Теркина» стало более чем прохладным.

        Конец 40-х годов отмечен выходом прозы Твардовского "Родина и чужбина" (1947). Серия очерков дневникового характера: о войне, о человеке, участвующем в ней, о народном характере, не разрушенном военными испытаниями. Книга прозы Твардовского «Родина и чужбина» явилась своего рода продолжением его ранних прозаических опытов. Портретные зарисовки встреченных на войне людей – бойцов и командиров, беженцев и тех, кому выпала горькая доля фашистской неволи, – раздумья автора о жестоких поражениях, радостях больших и малых побед. Книга «Родина и чужбина» – «книга раздумий большого художника о войне, о человеке на ней, о природе патриотизма, о народе и его свойствах и качествах… в годы бедствий и испытаний, о судьбах родной страны, то есть о всем том, что так или иначе занимало мысли миллионов людей и не могло обойти поэта».

Работа в журнале «Новый мир».
В 1950 году Александр Твардовский стал главным редактором издания "Новый мир", и оставался им до 1954-го. Потом был перерыв на четыре года, но в 1958-м его снова назначают на ту же должность. Эти годы были наполнены бесконечной борьбой с цензурой, которая пыталась «зарезать» много произведений талантливых литераторов. На их защиту вставал Твардовский, все чаще вызывая на себя недовольство советских властей. Александр приложил немало усилий, чтобы на страницах его журнала появились сочинения опальных поэтов и писателей. Он не боялся печатать Ахматову, Солженицына, Троепольского, Залыгина, Бунина.
С каждым новым номером журнала росло противостояние Твардовского и советских властей, он стал серьезным оппозиционером. На страницах журнала можно было прочесть произведения писателей-шестидесятников, высказывания противников сталинского режима. Своей первой серьезной победой Твардовский считал получение разрешения на публикацию произведения Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
Но после отставки Никиты Хрущева журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность. Вместе с ним ушли его верные соратники.


В редакции журнала "Новый мир". 1970 год.
Личная жизнь.
Александр Твардовский хранил верность единственной женщине своей жизни – жене Марии Гореловой. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. Она посвятила любимому всю свою жизнь. Мария находила силы, чтобы поддержать супруга во время депрессий и отчаяния, именно она печатала его работы, отправлялась в поход по редакциям, чтобы добиться их издания. После смерти Твардовского жена опубликовала его письма к ней, где видно, как он нуждается в ее советах и поддержке. Во фронтовых письмах он писал, что она единственная его опора и поддержка.Они воспитали двух прекрасных дочерей.

Александра Твардовского не стало 18 декабря 1971 года. После того, как власти буквально разгромили его журнал, у писателя случился инсульт, после которого он потерял речь и не мог двигаться. Кроме этого доктора диагностировали у него рак легких в запущенной стадии. Он умер на даче, в поселке под названием Красная Пахра, недалеко от Москвы. Местом упокоения выдающегося литератора стало Новодевичье кладбище столицы.
Могила А.Т. Твардовского на Новодевичьем кладбище.
Памятник А.Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске.
Мемориальный музей-усадьба А.Т. Твардовского был открыт 19 июня 1988 году в Загорье. Хутор Загорье - родина великого русского поэ­та Александра Трифоновича Твардовского. Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, впитал любовь к этой «кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле». Большую помощь в создании музея оказали братья Твардовского - Иван, Константин и сестра Анна. Вос­созданы дом со скотным двором, баня - первый «кабинет» юного селькора «А.Т.» (так он подписы­вал свои первые заметки в газете «Смоленская деревня»), кузница, сооружен коло­дец. Подлинных экспонатов в музее нет, так как ро­дители, братья и сестры поэта были репрессирова­ны и высланы в Зауралье. Экспонаты, характери­зующие период 1920-1930-х гг., собраны в ходе экс­педиций по окрестным с Загорьем селам Починковского района.
Музей-усадьба А.Т.Твардовского на хуторе Загорье.
Источники:
Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества.-М.:Просвещение,1989.-160с.;
Русские писатели, 20 век. В 2 ч. Ч.2.-М.:Просвещение,1998.-656с.;
https://ru.wikipedia.org/
https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-tvardovsky/
https://yandex.ru/images/
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website